Как из родителя-ворчуна стать мастером мотивации

Вместо критики / наказания — хвали / вознаграждай

Критика или наказание зачастую подавляют дух ребёнка и снижают его самооценку. Если вы фокусируетесь на похвале/вознаграждении, то вы стимулируете самооценку ребёнка, и он, в сущности, захочет отблагодарить родителей своим поведением.

  • Опиши ситуацию вместо обвинений. Например, вместо крика “Я велел тебе сидеть на месте, пока ты ешь свой обед. Посмотри, что ты натворил(а)! …”, попробуй сказать: “Если мы не сидим на месте во время еды, то еда может упасть и испачкать стол/скатерть/одежду/пол”. Затем используй данную возможность выработать у ребёнка привычку убирать за собой. Когда в следующий раз ребёнок поест опрятно, позитивно оцени его. Приласкать, повторять до достижения нужного результата.
  • Ничего не говори. Дети знают когда они допустили ошибку. Вместо чтения нотаций просто отстранись от ситуации и дай им возможность всё осознать. После того как они сами поймут свою ошибку и примут на себя ответственность, вероятность повторения этой же ошибки уменьшится. Возможно, это звучит просто, но опыт автора подсказывает: это, пожалуй, самый сложный для следования совет!
  • Вырази свои чувства. Вместо чтения нотаций просто вырази свои чувства (например: “Мне надо уходить, малышка. Иначе мама опоздает на работу, и у неё будут неприятности. А, если у мамы будут неприятности, то мама будет грустить”). Удивительным образом этот вариант поведения более действенен, чем упрёки ребёнка в том, что его поведение не соответствует вашим ожиданиям и распорядку дня.
  • Пусть события развиваются естественным образом. Помните: вы не можете контролировать всё. Когда ребёнку ошибаться, если не в 3/4/5/… лет?

Помните:

а) не все похвалы одинаковы (т.е., есть верный способ похвалить и не-такой-уж-эффективный вариант похвалы);

б) избыточная похвала, несмотря на хороший кратковременный эффект, может принести негативные долговременные последствия.

Хвалить правильно

  • Похвала должна быть конкретной. Вместо отвлечённого “хорошо сделал!” скажи: “Мне понравилось как ты поделился игрушкой со своим другом!” или “Ты сделал хорошее дело, вымыв сегодня свои игрушки!”. Зачем? Дети внутренне стремятся завладеть нашим вниманием. Показывая им что именно они сделали правильно, мы наделяем их знанием “что сделать ещё раз, чтобы обратить наше внимание на себя ещё раз”.
  • Обращай внимание на стремление, а не на результат. Когда вы не понимаете, что же изображено на шедевре, сотворённом вашим ребёнком, то вместо “Как красиво” скажите “Ух, ты, я вижу ты использовала много красок, чтобы сделать эту картинку такой красивой”. Таким образом, вместо акцента на похвалу за окончание дела (побыстрей закончить, чтобы наконец-то получить похвалу), мы поддерживаем ребёнка за приложенные им усилия.
  • Делай упор на одобрение, а не на осуждение. Например, вместо “Мне нравиться, что ты прибрал в своей комнате” (сигнал, означающий для ребёнка “папа/мама любит меня только когда я хороший”) скажи “Ты прибрал на место все игрушки! Комната выглядит отлично! Спасибо!”. Смысл: вместо “Мне нравится” фокусируй внимание на “Ты сделал”, покажи следствия и вырази своё счастье по этому поводу. Всё это поможет ребёнку учиться брать на себя ответственность за свои действия и гордиться своими достижениями.

Растить вдохновлённых изнутри детей, а не мотивируемых лишь извне

Пожалуй, это и есть главная цель (заветный Святой грааль) родителей, позитивно поощряющих своих детей.

  • Поощряй, а не только хвали. Не обязательно каждый раз показывать ребёнку своё мнение “то, что ты сделал, правильно” беспрестанно повторяя одни и те же фразы. После установления контакта родитель-ребёнок можно просто заглянуть в комнату и признательно улыбнуться ребёнку или похлопать его по плечу, чтобы он понял, что да, вы согласны с его внутренним ощущением, что то, что он сделал, правильно.
  • Вместо прямой похвалы задавай вопросы. Например: “Что за волшебство произошло? Эта комната выглядит такой опрятной!” или “Эй, ты положил все свои игрушки на их места. Ты сам разобрался что где лежит?” И пусть ребёнок со смущённой улыбкой описывает вам как он прибирался.
  • Опиши всё одним словом. Вернёмся к примеру с прибранной комнатой: “Ты прибралась в комнате без моего напоминания. Это называют “проявить инициативу”!”
  • Скажи “спасибо”. В аспекте нашей комнаты фраза “Спасибо, что прибрался в своей комнате. Мне не надо беспокоиться об этом перед приходом гостей” будет гораздо информативнее, чем простое “хорошая работа!”.

(с) 213455 (краткий перевод статьи “How to Go From a Nagging Parent to a Master Motivator»)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

А вы случайно не бот? * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.