Съёмка с проводкой

Съёмка с проводкой служит двум техническим целям (передача движения в кадре, отделение фигуры от фона) и бесчисленному количеству художественных целей.  В простом случае, при проводке камера перемещается вслед за движущимся объектом, как бы «следя» за ним. Никаких специальных технических средств для такой съёмки обычно не нужно, но есть ряд хитростей, которые полезно учесть. Я начну с видов «проводок», включая экзотические варианты, далее расскажу про настройки камеры, и завершу «tips & tricks» — практическими советами.

 

Виды съёмок с проводкой

Терминология моя, и на мой взгляд, она не столь важна. Хоть груздём назовите, главное — хорошо снять.

Классическая проводка. Объект движется, камера поворачивается за ним. Например, мимо вас проезжает карета, вы выхватываете камеру, наводитесь на карету, и, продолжая поворачивать объектив вслед за каретой, нажимаете на спуск.

классическая проводка

 

 

Вращающаяся проводка. Вариант классической, но для вращающихся объектов, вроде колеса обозрения или гимнастов, делающих сальто. В этом случае, камера фиксируется на центр вращения, и поворачивается вместе с объектом. Годится и для неподвижных объектов, в этом случае вы движете камеру вокруг.

 

 

«Обратная» проводка. Объект неподвижен, движется фон. Люди на фоне подъезжающего поезда, съёмка из движущейся машины другой движущейся машины и т. п. Немного спорно относить всё это к проводкам, но тут много общего с классикой — как с точки зрения цели передать движение, так и в плане настроек камеры.

 

 

«Антипроводка». Объект неподвижен, но движетесь вы. Например, плывёте на кораблике, а на берегу гордо стоит красивый камень.

стремительный камень                   антипроводка

 

 

Зум-проводка. Объект движется на вас, или от вас, а вы фиксируетесь на нём, и двигаете трансфокатор, чтобы объект всегда был одного размера.

 

 

 

Настройки камеры

Три главные цели всех настроек: 1) за время выдержки фон должен успеть сдвинуться так, чтобы выглядеть красиво размытым; 2) сам объект должен быть адекватно экспонирован; 3) объект не должен быть слишком размытым — в идеале вообще без размытия.

Поэтому, в большинстве случаев, для съёмки с проводкой полезен режим приоритета затвора: «Sv»/«Tv» (подробнее обо всех режимах можно прочитать здесь).  Скорость затвора выставляется, в зависимости от сцены, от 1/150 до 1/2 секунды. Можно добавить Auto ISO, это даст больше гибкости в плане гарантированной экспозиции — если вдруг даже на открытой диафрагме будет слишком темно, камера повысит ISO и спасёт кадр. Диафрагма как правило не очень важна, фон и так размывается движением. Шумы тоже особо не страшны и незаметны даже на высоких ISO.

Если поставить слишком длинную выдержку, фон размоется в неинтересную кашу, а  сам объект из-за собственного движения и трясущейся камеры тоже будет мутным. Мане со скрипом одобрит, остальные нет. Если поставить слишком короткую выдержку, объект будет чётким, но и фон тоже — что опять неинтересно. В ряде случаев какую выдержку ни ставь, всё плохо — например, суровый брейкданс на тёмном фоне. В таком случае можно использовать вспышку.

Несколько примеров вместе с ориентировочной скоростью затвора:

  • Движение континентов — миллионы лет.
  • Растущий ребёнок — месяцы и годы.
  • Растущий цветок — дни.
  • Черепаха — 1 — 2 секунды.
  • Женщина с коляской — 1/3 — 1/5.
  • Ложка, которую подносят ко рту — 1/5 — 1/10.
  • Идущий с обычной скоростью человек — 1/8 — 1/15.
  • Падающий дождь или град — 1/20 — 1/30.
  • Бегун — 1/20 — 1/60.
  • Велосипедист, роллер — 1/30 — 1/100 (если проворный, можно и больше).
  • Летящий дротик в дартсе — 1/60-1/100.
  • Автомобиль, едущий со скоростью километров шестьдесят в час — 1/150 — 1/300.
  • Взлетающий самолёт — 1/500 — 1/1000.
  • Пролетающий мимо космический корабль — думаю, лимитирующим фактором здесь будет не выдержка, а скорость, с которой вы можете перемещать камеру вручную.
  • Элементарные частицы в ускорителе — лучше сфотошопить.

Разумеется, в конкретной сцене вы должны поэкспериментировать и сами найти оптимальную скорость.

несётся вскачь

 

Практические рекомендации

Снимать с проводкой можно всё. Поначалу я снимал только классические сюжеты, бегущих людей, мотоциклистов и тому подобное. Потом осмелел и стал снимать медленно идущих, даже мам с колясками. И, под конец, совсем распустился, снимая с проводкой неподвижные камни и кружки на столе. Пробуйте!

Jpeg или RAW — тут кому как удобнее в плане рабочего процесса. Моё мнение: обычно хватает Jpeg или уменьшенного RAW (многие камеры позволяют снимать во всякие sRAW). RAW полезен для «спасения» теней и светов, если что-то пойдёт не так. А что-то пойти не так в подобных сложных условиях съёмки может очень часто. Но большой размер мне ещё ни разу не пригодился: как ни держишь камеру, всё равно резкость объекта не самая хорошая. Так зачем тратить мегапиксели на блюр?

В Canon я сделал отдельную «пользовательскую» настройку для съёмки с проводкой. Это режим Tv (приоритет выдержки), AutoISO, sRAW, точечный замер, передержка +1/3 ev и скоростная съёмка. Поставил настройки на C3, самое последнее положение дискового переключателя, чтобы если вдруг выпрыгнет сюжет, можно было не глядя на камеру, мгновенно перевести её в нужный режим и отснять серию с проводкой.

Упомянутая выше скоростная серийная съёмка удобна — единичный кадр редко бывает качественным, зато из серии почти всегда можно выбрать что-то хорошее.

Для серийной съёмки лучше поставить быструю карточку. Чтобы не грызть части тела, глядя вслед уходящему сюжету, пока камера мучительно медленно льёт серию на флешку.

Передержка на треть — две трети ступени, чтобы фон был светлее, в идеале — уходил почти в верхний ключ. Мне так кажется эстетичнее, да и тени спасти важнее, чем света. Но тут у кого как экспозамер себя ведёт, может и недодержка понадобится. Также важно не переборщить, если фон будет просто белым, то ради чего проводка делалась?

В случае с «классической проводкой», камеру удобно зафиксировать в «треугольнике» из рук и поворачиваться за объектом всем корпусом, вместе с камерой. Это обеспечивает большую стабильность и равномерность поворота.

Сначала вскидываете камеру, начинаете вести её вслед за объектом, потом плавно, как спусковой крючок, нажимаете на кнопку спуска. You gotta squeeze the trigger, Harley. Don’t yank it. It’s not your dick. Squeeze it. ©

Зум-проводку удобнее делать с объективами, зуммирующимися не поворотом, а «тромбоном». Но телевиками проводку делать несподручно, а «тромбонов» — широкоугольников я не знаю, так что зум-проводку неудобно делать ничем.

«Обратная» проводка не обязательно делается из машины или поезда. Вы можете идти параллельно движущемуся объекту и снимать его сбоку или спереди.

Если вы вышли на охоту за проводкой, широкоугольник (а то и «рыбий глаз») удобнее телевика.

Кадрировать лучше с запасом — позже отредактируете.

Провожайте не только прямолинейное, но и диагональное и всякое другое движение.

Стабилизатор в объективе очень помогает. Монопод тоже.

Бленда. Об этом говорилось множество раз, и ещё раз скажу: бленда нужна. Особенно при съёмке с проводкой. Одно дело, единичные кадры, когда в принципе вы видите блики и можете их учесть. Другое — когда камера вертится туда-сюда, и оценить световую картину просто нет времени. Бленда не гарантирует отсутствие «зайцев», но уменьшает риск их появления.

Если вы не уверены в автофокусе, поставьте камеру на режим M (ручной), зажмите диафрагму до f/8-13, установите Auto ISO и используйте широкоугольник с отключенным автофокусом, сфокусированным на какую-то разумную дистанцию. Но по-моему такое нужно крайне редко.

Если вы снимаете с проводкой неподвижный объект, то камера может летать в ваших руках как угодно — при условии, что объектив всегда направлен на одну точку объекта. LiveView тут здорово помогает.

Ярким днём при выдержках порядка долей секунды, даже на ISO 100 может не хватить максимальной диафрагмы, и кадр окажется пересвеченым. Используйте нейтральные серые фильтры — Cokin, Lee или что-нибудь подобное. Или попросите закрыть Солнце облаками.

Никто не запрещает использовать при съёмке с проводкой вспышку — моноимпульс или даже стробоскоп. Как правило, более симпатичный результат получается при синхронизации по второй шторке (вспышка срабатывает не сразу, а когда затвор уже начинает закрываться, от чего в кадре получается реалистичный motion blur с фиксацией последней фазы движения). LED-светильники тоже годятся, с поправкой на то, что в отличие от вспышки, они дадут большее ощущение непрерывности движения.

Фазы движения в серии с проводкой можно в фотошопе совместить в одном кадре, получив экзотический вариант sequence photo.

Серии, снятые с проводкой, удобно группировать в Lightroom с помощью Auto-Stack (Photo : Stacking : Auto-Stack).

Цитата сообщения akry

Оригинальное сообщение Съёмка с проводкой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

А вы случайно не бот? * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.